'Карманный звук'
В 1992 году вездесущая компания Sony предложила рынку формат мини-диска, представляющего собой двухсполовинойдюймовый многократно перезаписываемый магнитооптический диск в картридже. Запись информации и воспроизведение осуществлялись лазерным лучом, что очень похоже на технологию CD. Конечно, предложен был и целый набор проигрывателей, из которых нас интересуют карманные варианты. Именно эти устройства отвечают за так называемый "карманный" звук. Мини-дискмены от Sony стали первопроходцами "карманного" звука. Однако при всех своих преимуществах поред переносными CD-плеерами - миниатюрности и возможности записи - мини-дискмены не смогли вызвать потребительскую революцию. Она случилась лишь спустя три-четыре года с приходом так называемых MP3-устройств.
Лет двадцать назад объемы устройств хранения информации были невелики, а носители сравнительно дороги, и на мини-диск от Sony умещалось около 120 Мб информации, в связи с чем в мини-дискменах был применен алгоритм сжатия с потерями, называемый ATRAC (Adaptive TRansform Acoustic Coding), позволяющий записывать на мини-диск привычные CD час звука. В начале XXI века Sony выпустила модификацию мини-диска, умещающую в себя в восемь раз больше информации, целый Гб, однако к этому времени поезд уже ушел слишком далеко.
Закодированная ATRAC музыка звучит никак не хуже, чем музыка закодированная в MP3 при том же уровне сжатия. Однако, сама Sony, руководствуясь копирайтными соображениями, создала столько препон и ограничений в использовании своего продукта, что, едва на горизонте замаячил свободный MP3-формат, ни каких надежд на успех у мини-дискменов не осталось. В течение десятилетия своего существования эти устройства были "вещью в себе". Они даже не имели интерфейса соединения с компьютером. Sony позволяла создать только одну цифровую копию, никакому дальнейшему копированию и обработке не подлежащую.
Позже, когда мини-дискменам разрешили "общаться" с компьютером, это не сильно исправило ситуацию. Например, можно было взять с компьютера цифровой трек и перенести его на мини-диск,но назад, на компьютер, можно было его вернуть только однажды и только на тот, на котором этот трек лежал изначально. Sony яростно защищала копирайт.
Возможно, именно эти проблемы с детищем Sony помогли бурному распространению нового алгоритма звукового сжатия MP3(точнее - MPEG-1 LayerIII - третий, звуковой, слой формата кодирования видео MPEG первой версии). Этот формат - тоже лицензионный, но он широчайшим образом распространен. Например, в виде кодеров/декодеров, сразу входящих в комплект поставки Windows, или в виде программ, умеющих как кодировать, то есть записывать сразу в этом формате, так и проигрывать соответствующие файлы. Первый такой кодировщик, программа L3Enc, был выпущен летом 1994 года, на два года позже устройств с кодированием в ATRAC. Распространенность формата вызвала его широчайшую поддержку производителями.
Файл, сжатый в формат MP3, имел вполне приемлемое качество звука(пользователь, сжимающий звук, имел право выбрать скорость потока). На закодированный файл не налагалось никаких ограничений. MP3-файлы можно свободно перемещать с одного компьютера на другой, с компьютера на плеер, с плеера - на любой компьютер или другой плеер. С этого момента музыка стала распространяться по миру на порядок быстрее, чем за всю историю человечества до появления MP3. Чему способствовали не только малый вес в Мб искомой композиции, но и умело организованная система обмена и поиска такой музыки создателями знаменитой компании Napster и ей подобных.